Последние обновления
на сервере
18 / 12 / 2011

№20(181) 25 октября - 7 ноября 2006 г.
English
   главная : архив : библиотека : голосование : форум : написать : editorials
Поиск Google по сайту
Культура:     Вендетта по-казахски
Казахстанский режиссер Дамир Манабай снял историческую ленту «Кек» («Месть»), которая претендует на то, чтобы стать нашим главным фильмом этого года. История о любви юноши и девушки из двух враждующих племен известна нам еще с XVI века и уже хрестоматийна. Об особенностях и невозможности такого союза в казахской степи в средневековье красиво и очень тонко написал Абиш Кекилбаев в своем произведении «Кюйши», по которому и был снят «Кек». Удалось ли режиссеру Дамиру Манабаю повторить успех Франко Дзеффирелли, экранизируя трагическую историю любви?

Анна Ассонова
Алматы


Степные Ромео и Джульетта

Два равно уважаемых племени – казахское адай и туркменское жаумит – ведут междоусобные бои на землях Мангыстау уже долгие годы. А на просьбу мудреца унять кровопролитие отвечают отказом. Так уж случилось, что в то нелегкое время казахский юноша Ершора влюбился в девушку из враждебного племени, туркменку Жемал. Она ответила ему взаимностью. Ершора, мечтая только о туркменской красавице, отказывается жениться в родном ауле на сосватанной невесте, чем вызывает отцовский гнев, и вынужден бежать. Первое свидание влюбленных, ставшее к тому же последним, произойдет в красивейшей пещере, скрытой водопадом. Любовников найдут прихвостни отца Жемал и поступят с ними очень жестоко. Пленного Ершору в туркменском ауле и вовсе ждет страшное наказание. Режиссер из соображений политкорректности вводит в фильм семью скитальцев без четкой национальности. Они в каком-то смысле оказываются палачами Ершоры. О превращении человека в безвольное существо, манкурта – идеального раба, не помнящего своего прошлого, подробно описал еще Чингиз Айтматов в нетленном «И дольше века длится день». Средневековая пытка над пленником, когда ему на выбритую голову надевают свежую шкуру верблюда и оставляют так связанным на палящем солнце, чтобы шкура, высохнув, сдавила череп, показана детально и в фильме «Кек».

Собственно «месть», идущая тонкой нитью сквозь всю канву фильма, в конце проявляется жестокой бойней, в которой адаи попытаются освободить Ершору из плена и ответить за его увечья. Страсти, развернувшиеся в фильме «Кек», будут посильнее европейских: печальный конец любви молодых людей не прекратит многолетнюю вражду их родных. И мудрец, наставник и учитель музыки Ершоры, в начале фильма просивший два племени остановить войну, в конце – покинет эти места.

Киносъемки трагической истории проходили на тех же землях, которые описаны в книге Абиша Кекилбаева. Казахский аул снимали в районе Форта-Шевченко, в урочище Тамшалы, туркменский – под Жаркентом. Режиссер и съемочная группа восторгались дикостью и необузданностью этих мест. Для картины это было то, что надо. Раздолье для операторов Мурата Алиева и Булата Сулеева выразилось в красивых панорамных планах и в правдивых сценах погонь и драк. Как сказал, Дамир Манабай он хотел снять «боевик-приключение с любовью». Но чистого экшна у режиссера не получилось. Не случайно литературный источник, по которому снимали фильм, называется «Кюйши». Ершора оказывается не просто ловким джигитом с добрым сердцем, но еще и талантливым исполнителем кюев. Все произведение словно пронизано одной красивой мелодией (для фильма ее написал Адиль Бестибаев). Музыка домбры, сопровождающая фильм, звучит гораздо душевнее, чем голливудская оркестровая музыка в «Кочевнике».

Для того, чтобы сыграть кюй, исполнителю роли Ершоры Ниязу Абдыгапарову пришлось два месяца брать уроки игры на домбре. Но учился он не только этому. Для Нияза – это первая работа в кино. Юрист по образованию, он всю жизнь шел к кинематографу, и наконец его мечта сбылась. Уже после фильма «Кек» Нияз снялся в питерском сериале «Бог границы» и приглашен в картину «Белое облако Чингисхана» по роману Айтматова.

Вторая главная роль в фильме Жемал также оказалась дебютной для Зухры Тасыровой. На момент съемок ей было всего пятнадцать. Тандем двух непрофессиональных актеров смотрелся на экране свежо и интересно, в чем, конечно, немалая заслуга режиссера. Несмотря на всю «качественность» фильма, все же есть моменты, которые омрачают общее впечатление. Важные чувства и переживания главных героев, которые движут ими и толкают на совершение тех или иных поступков, оказались в фильме не прописаны, и сюжет как будто «провисает». Учитывая, что в основу фильма положено литературное произведение, полное всех этих нюансов и важных мелочей, кинолента выглядит немного топорно. Дамир Манабай, правда, говорит, что в сценарии, написанном Смагулом Елубаем, было полно подробностей. Снять их все просто не хватило бюджета.

Второй после «Кочевника»

Выпускник ВГИКа Дамир Манабай начал снимать фильмы еще в 1978 году. Так что его с трудом можно отнести к представителям так называемой казахстанской «новой волны»: Дарежану Омирбаеву, Амиру Каракулову, Абаю Карпыкову и другим молодым режиссерам, всколыхнувшим кинематографическую среду. Манабай – из поколения постарше. Но в самом удачном за последние двадцать лет для казахстанского кинемато­графа 1991-м году, когда было выпущено 14 кинолент, плодотворно поработал и он. Его тяжелая картина «Суржекей – ангел смерти» открыла зрителям мрачный, ранее не рассматривавшийся в местном кинематографе, период коллективизации в Казахстане, когда «выскочка», неграмотный Суржекей становится «проводником» насаждаемой политики и судит людей по своему усмотрению. Отмеченный наградами «Ангел смерти» стал самым известным фильмом Манабая. Сценарий к этому фильму написал также Смагул Елубай.

С тех пор прошло пятнадцать лет, и режиссер вновь вернулся к исторической тематике, и к Мангыстау как месту для съемок. «Кек» – его седьмая кинокартина, и бюджет для местного кино был вполне неплохим – один миллион двести тысяч долларов. Но хорошо это или плохо, пути «Кочевника» фильму «Кек» повторить не удалось. Как пишут московские кинокритики, вряд ли возможен его прокат в России, ведь на нем не стоит штампа «сделано для Голливуда».

Пока и фестивального шествия фильм не совершил. «Кек» участвовал в III Международном фестивале «Евразия», кстати, был единственным казахстанским фильмом, попавшим в «Большой конкурс». Здесь его ждали и приняли очень хорошо. На показе во Дворце Республики собрался полный зал зрителей не просто жаждущих развлечений, а людей заинтересованных. Жюри «Евразии» наградило «Кек» лишь Специальным призом «За сохранение национальных традиций в казахстанском кинематографе».

«Кек» звали на фестиваль «Киношок» в Анапе, но Дамир Манабай говорил, что ждет предложения откуда-нибудь «повыше» и отказывался. И все же «Кек» поехал в Анапу, но никакой награды, к сожалению, не получил.

Что будет с фильмом дальше, пока неизвестно. Хотелось бы, чтобы «Кек» посмотрели хотя бы во всем Казахстане. Создатели фильма вместе с группой «Нур-Мукасан» готовят клип, который должен поддержать прокат фильма. Может быть, это новшество для казахстанского кино окажется таким же запоминающимся, как клипы «Uma2rman» и «Города 312» в поддержку «Дозоров».

«Кек» – не шедевр кинематографического искусства и не презентационный фильм о Казахстане. Несмотря на некоторые недоработки, фильм хорош уже тем, что в нем нет подмен исторических, а азиатов не заменяют англосаксы во имя высшей идеи. И если знакомство рядового зрителя с современным местным кинематографом началось с исторического «блокбастера» «Кочевник», то «Кек» – как второй фильм, скорее, относится к жанру нормального семейного кино, которого очень долго у нас не было и в котором разумно сочетаются желание большого проката и собственные настроения режиссера.

ВЫСТАВКИ: от юмора к гротеску

Возможно, для того чтобы начать творить действительно что-то стоящее и оригинальное, нужно жить вдали от крупных городов, суеты и тусовок, от примеров коммерческого арта и псевдоискусства. Художник Александр Ерашов намеренно остается жить и работать в провинции, и результаты его труда – более пятидесяти листов графики, представленные в Алматы в галерее «Улар», – буквально потрясли местную художественную общественность и любителей живописи.

Александр Ерашов не стесняется называть себя люмпеном. Его повседневная работа – слесарь-обходчик на Аксуской ТЭС. Родной город Александра – Аксу, и богатая фантазия вдохновляет его на создание своеобразных серий работ в графике. Они настолько необычны, что найти сравнения трудно и стоит покопаться в мировой художественной истории. Параллели можно провести, пожалуй, лишь с живописцем Босхом: картины Ерашова столь же символичны и, наверное, в чем-то так же скандальны. К примеру, серия под названием «Лев» – это размышления об известных картинах с библей­скими сюжетами: «Тайная вечеря», «Мадонна с младенцем». Но вместо известных персонажей изображены разные животные и, конечно же, царь-лев.

Другая серия работ называется «Антиутопия». В ней художник рассуждает, каким бы могло быть наше будущее, не произойди каких-то событий в прошлом. Лозунги на картинах «1922–2022 – Союзу 100 лет», «Аляска – двадцатая республика СССР» говорят сами за себя. Сослагательное наклонение в истории или всего лишь фантастика? Серии «Короли», «Жизнь моллюсков», «Люди и корабли» подойдут для иллюстрации любого сюрреалистического романа. В каждой из серий Ерашов пытается разобраться с чем-то вечным: «Короли» – власть предержащие как лицо своей страны, «Жизнь моллюсков» – размышления художника на тему, стоит ли прятаться в панцире, спасаясь от внешнего мира.

Еще, на что стоит обратить внимание, – техника исполнения работ: мастерское владение тушью и пером вызывает восхищение. Около месяца на одну работу, и создается настоящее панорамное произведение всего при помощи одного цвета – черного. Лишь в отдельных сериях художник использует красный и желтый цвета. Доминирование черно-белых картин он объясняет своим дальтонизмом. Атрофированное цвето­ощущение Алек­сандр заменяет выразительностью и кропотливой точностью.

Это третья персональная выставка Ерашова. Две первые прошли в Павлодаре, и на них критики отметили появление нового талантливого художника. Для Алматы он тоже оказался открытием – большая часть работ уже раскуплена, а многие уже сняты с экспозиции, несмотря на то, что выставка продолжается. Полные серии можно будет увидеть на сайте lumpen-art.com.

Как вы оцениваете статью
Вам эта статья Понравилась Так себе Не понравилась

Ваше имя :
E-Mail :
Ваш комментарий:


Проблемы классовой борьбы, которые до сих пор захлестывают государства в самых разных частях света, в том числе и наших соседей, не столь актуальны для современного Казахстана.
О сегодняшнем дне различных отечественных классовых сословий читайте под рубрикой «Главная тема»
Горячая тема
Лица
Компании, рынки
Главная тема
Story
Конфликты
Концерты
Культура
Кино, и только
Дом ЖурДэна экспертно-аналитический сайт TopList Шторы для беседкиДоска объявлений. Условия оплаты и доставки.tentprof.ruПрофилированный брусДома из клееного бруса. Производство клееного брусаbrusgost.ruдекоративная штукатурка в интерьереallora-deco.com transfer.WMPRO.cc - вывод вебмани на карту приватбанка
 

0 1 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 3 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 4 40 5 6 7 8 9