Содержание

1.2. Революция в России и изменение геополитической ситуации в регионе

В первый раз устоявшаяся система отношений, геополитический баланс сил в регионе Центральной Азии оказались нарушены вследствие революции в России и последовавшего распада Российской империи. События в центральной России привели к разрушению существовавшей системы колониального управления подконтрольными территориями в Центральной Азии. Произошедшее нарушение сложившегося баланса сил создало условия для попыток Британской империи заполнить образовавшийся вакуум на геополитической карте региона после распада Российской империи. Великобритания предприняла активные попытки усилить влияние в Афганистане, Иране, в Средней Азии и на Кавказе. В качестве примера подобных действий можно привести высадку английского экспедиционного корпуса в Баку, создание под английским протекторатом Закаспийской республики на территории современного Туркменистана и другие исторические факты.

Прямые столкновения между Британской империей и Советской Россией продолжались с переменным успехом в бассейне Каспийского моря, Закавказье, Средней Азии и Северном Иране вплоть до начала 1920 года. Кульминацией англо-советского противостояния можно считать захват 18 мая 1920 года советским десантом английской военно-морской базы в г. Энзели в Северном Иране.

Несомненно, десант в Энзели и провозглашение в иранской провинции Гилян Персидской советской социалистической республики, стали первой серьезной попыткой советского руководства по распространению влияния новой коммунистической идеологии на Востоке вне границ, контролируемых бывшей Российской империей. В Северном Иране в 1920 году “был создан Революционный военный совет, образовано Временное революционное правительство, названное Советом Народных комиссаров, сформирована Персидская Красная Армия, то есть копировалась российская организационная структура власти”/8. Однако, при растущей враждебности местного населения и сопротивления иранских отрядов при поддержке англичан, советским войскам не удалось продвинуться дальше города Решта. 20 сентября 1920 года на пленуме ЦК РКП(б) в Москве с участием Ленина, Троцкого, Сталина, Зиновьева, Каменева, Бухарина было принято решение свернуть военную операцию в Иране и приступить к переговорам с правительством шаха Ирана. Договор между РСФСР и Ираном был подписан 26 февраля 1921 года и 20 марта ратифицирован ВЦИК РСФСР.

Между тем, меджлис Ирана поставил вопрос о ратификации договора в зависимость от вывода советских войск из гг. Энзели и Решта. Хотя Москва и была готова вывести войска из Ирана, в то же время, руководство ЦК азербайджанской компартии 10 апреля 1921 года на совещании в Баку с участием С.Орджоникидзе и Н.Нариманова заявило о своей готовности поддержать Гилянскую республику. Первого июня 1921 года один из руководителей Гилянской республики Эхсанулла-хан, при поддержке частей, присланных из советского Азербайджана, начал второй поход на Тегеран. Поход закончился полным провалом и в ноябре 1921 года шахские войска заняли провинцию Гилян. По мнению российского исследователя Л. Склярова “вторжение в Гилян было лишь частью широкого плана свержения шахского правительства и захвата советскими войсками Персии с целью превращения ее в очередную советскую республику. И только недостаток сил и средств и другие неблагоприятные обстоятельства заставили большевиков отказаться от этого плана и пойти на заключение “дружественного договора” с Персией в феврале 1921 года”/9.

Без сомнения, у Великобритании были все основания опасаться экспорта идей социалистической революции в зону своих геополитических интересов в Азии. После неудачи британских попыток противостоять идеям социалистического переустройства мира на территории бывшей Российской империи, борьба переместилась на территории Ирана и Афганистана, выполнявших до революции в России роль буфера между интересами в регионе Российской и Британской империй. То есть, в связи с тем, что Советская Россия вернулась в 1920 году в Центральную Азию и советские войска вышли на южные границы бывшей Российской империи, фактически произошло восстановление существовавшего до революции 1917 года в России статус-кво в региональном балансе сил.

Новая Советская Россия вновь утвердилась на старых позициях Российской империи на геополитической карте региона, где она по-прежнему противостояла интересам Британской колониальной империи. И это обстоятельство снова сделало актуальным постановку вопроса о буферном статусе Ирана и Афганистана.

Некоторое время Советская Россия и Великобритания активно вели борьбу за влияние в Афганистане, равно как и в соседнем Иране. В этой борьбе победу в 1919 году одержал при некоторой советской поддержке эмир Аманулла. С новым правительством Афганистана 28 февраля 1921 года в Москве был подписан мирный договор, который имел глубокое символическое значение для Советской России/10. Любопытно, что советско-афганский договор был подписан в столице России через два дня после подписания там же аналогичного договора с Ираном.

Для понимания геополитической ситуации в регионе Центральной Азии, договора, подписанные РСФСР в конце февраля 1921 года в Москве с Афганистаном и Ираном, имели особое значение. Советско-иранский и советско-афганский договора предшествовали подписанию мирных соглашений с Великобританией в 1922 году. Соглашение с самым принципиальным противником Советской власти в годы гражданской войны Британской империей не только означало прорыв дипломатической блокады Советской России. Это означало также, что практичная Великобритания признала бесперспективность и нецелесообразность продолжения давления на Советскую Россию. Вполне очевидно, что немалую роль в этом сыграли договора, подписанные новым правительством в Москве с Ираном и Афганистаном. Для Лондона договора СССР с Ираном и Афганистаном имели принципиально важное значение с точки зрения сохранения преемственности принципов политики Российской империи в Азии новым руководством в Москве.

После февраля 1921 года новые власти в России продемонстрировали нежелание выходить за южные границы территорий, контролируемых ранее бывшей Российской империи. Оформив юридические отношения с Афганистаном и Ираном, Советская Россия дала основания Лондону признать ее в качестве преемника Российской империи в регионе Центральной Азии в пределах той территории, которую Россия контролировала до революции 1917 года.

Соответственно, в результате подписания договоров Советской России с Ираном и Афганистаном, а также договора с Великобританией, произошло реальное восстановление геополитического равновесия в Центральной Азии, существовавшего до революции в России в 1917 году. Одновременно, советско-афганский договор обозначил внешние пределы продвижения победивших в Советской России новых идей по социальному переустройству мира. Это, безусловно, означало, что Британская Индия находится в относительной безопасности от советского влияния, отделенная от него буферным государством Афганистан. Таким образом, Афганистан к началу двадцатых годов восстановил свой буферный статус между территориями, контролируемыми Британской империей и теперь уже Советской Россией.

На первый взгляд казалось, что в геополитической расстановке сил в Центральной Азии ничего не изменилось. Так же, как и до 1917 года, в двадцатых годах, зоны влияния двух “империй”, Советской и Британской, разделял независимый Афганистан. В то же время, имелись серьезные отличия от аналогичной ситуации противостояния в регионе Российской и Британской империй до революции 1917 года в России.

Главное отличие заключалось в том, что исходя из новых задач по социальному переустройству общества, Советская власть на подконтрольных территориях Центральной Азии, прежде всего на современных территориях Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана предприняла широкомасштабные попытки воздействия на традиционную систему организации среднеазиатских обществ. Произошли принципиальные изменения в системе управления со стороны Советской России в отношении обществ Центральной Азии, по сравнению с периодом колониального управления Российской империи. Советская Россия в Центральной Азии отказалась от принципов внесистемного контроля за жизнедеятельностью центральноазиатских обществ, применявшихся российской колониальной администрацией.

Попытки вмешательства и кардинального переустройства принципов жизнедеятельности в советской Средней Азии вызвали ожесточенное сопротивление, в котором в разное время принимали участие широкие массы местного населения. Сопротивление традиционного общества советской Средней Азии (движение басмачей) попыткам модернизации путем изменения характера внутренних системных связей продолжалось до начала тридцатых годов и потребовало огромных усилий по его подавлению со стороны Советской России. “Суммарная реакция преимущественно традиционного общества на насильственную ломку привычного образа жизни и системы ценностей, воинствующий атеизм режима, политику “военного коммунизма” были главной движущей силой басмачества”/11. Одним из последствий сопротивления в Средней Азии стал вынужденный уход большого числа этнических узбеков, таджиков, туркмен на территорию соседнего Афганистана.

Окончательное укрепление Советской власти в Центральной Азии в пределах бывших границ Российской империи имело и другие важные последствия для судеб региона. В первую очередь, усилия Москвы по изменению характера системных связей традиционных мусульманских обществ Центральной Азии потребовали концентрации сил для прямого подавления возникшего сопротивления местного населения.

Значительное количество беженцев из Центральной Азии на территории Афганистана при любом удобном случае оказывали вооруженное давление на границы. Поэтому способность Москвы обеспечить контроль над советско-афганской границей, стала важным условием проведения социальных экспериментов по переустройству традиционных сообществ внутри центральноазиатского региона. Постепенно, граница СССР на южном направлении, с Афганистаном и Ираном, стала тем фактором, который и определял принадлежность советской Средней Азии к общему системному единству всего Советского Союза.

Для успешного проведения значительных перемен в социальной, политической и экономической сферах жизнедеятельности региона Центральной Азии в течение всего периода советской истории, было вполне логично ограничить до минимума возможные контакты между советской Средней Азией и соседними мусульманскими странами - Ираном и Афганистаном. При этом ограничение экономических, социальных и культурных контактов между традиционными сообществами региона приняло радикальный характер. Афганистан и СССР на протяжении всего периода советской истории поддерживали тесные экономические, политические и культурные контакты, как государственные системы, заинтересованные во взаимовыгодном сотрудничестве и поддержании региональной системы безопасности. В то время как традиционные общества Афганистана, Ирана и советской Средней Азии в этом обмене практически не участвовали.

То есть, попытки руководства СССР провести радикальную модернизацию жизнедеятельности в советской Средней Азии привели к полному прекращению политических, экономических, социальных и культурных контактов между традиционными сообществами региона вдоль линии Центральная Азия - Индия. Граница СССР с Афганистаном и Ираном стала на десятилетия закрытой для обменов и взаимодействий, и это впоследствии предопределило глобальные системные отличия ННГ Центральной Азии от внешнего традиционно мусульманского мира на момент распада Советского Союза.

Назад

Далее