Содержание

Введение

Современная ситуация в Афганистане является одной из самых сложных внешнеполитических проблем, доставшихся Новым Независимым Государствам (ННГ) Центральной Азии в наследство от бывшего СССР. После распада Советского Союза правящие элиты ННГ Центральной Азии вынуждены были принять политическую ответственность за южное стратегическое направление внешней политики и системы безопасности одной из двух мировых сверхдержав - бывшего СССР. Активная вовлеченность Советского Союза в афганские события с конца 1979 года и то место, которое занимал Афганистан в обеспечении системы безопасности бывшего СССР в южном направлении, предопределили все возрастающее давление критического потенциала из зоны афганского конфликта на ННГ Центральной Азии.

После 1991 года ННГ Центральной Азии столкнулись с первоочередной задачей необходимости адаптации бывшей системы безопасности СССР к новым историческим условиям. Если в Западной европейской части бывшего Восточного блока падение “железного занавеса” вызвало бурный рост экономических обменов и политических взаимодействий между странами и сообществами, то на южном направлении была сохранена взаимная системная изоляция территорий, входивших в состав СССР от внешнего мира. Этому в первую очередь способствовали два обстоятельства. С одной стороны, факт продолжения гражданской войны в Афганистане, с другой, значительные системные отличия региона бывшей Советской Средней Азии, приобретенные за годы советского правления от ситуации в соседних государствах, принадлежащих мусульманскому миру.

Во многом, в силу отсутствия необходимого опыта проведения внешней политики у новых правящих элит ННГ Центральной Азии, получивших независимость вследствие развития процессов либерализации в России, вполне естественной выглядела тенденция к самоизоляции от проблем, связанных с афганским наследием советской внешней политики.

В первой половине девяностых ННГ Центральной Азии при поддержке России, сохранившей свое влияние в Таджикистане, с целью сохранения изоляции зоны афганского конфликта, установили тесные отношения с рядом афганских военно-политических группировок, выстроив, тем самым, на Севере Афганистана систему буферных псевдогосударственных объединений. Это позволило с минимальными затратами обеспечить режим изоляции зоны афганского конфликта от территории ННГ Центральной Азии. Данная система вполне успешно способствовала решению главной внешнеполитической задачи, стоявшей перед ННГ Центральной Азии вплоть до ее краха летом-осенью 1998 года.

Период с начала 1992 года до середины 1998 года в некоторой степени можно рассматривать как переходный этап от системы безопасности СССР, сверхдержавы, игравшей огромную самостоятельную роль на афганской политической сцене в частности, и в регионе в целом, к региональной системе безопасности ННГ Центральной Азии. В силу геополитического значения региона Центральной Азии в современной мировой политике, становление региональной системы безопасности, равно как и развитие ситуации во внутриафганском конфликте происходит при участии и взаимной борьбе интересов крупнейших мировых держав, таких как США и Россия, а также региональных лидеров, Ирана, Пакистана и других. При всей сложности происходящих геополитических построений и комбинаций вокруг Афганистана и Центральной Азии, равно как и зависимости центральноазиатских государств от внешнего влияния, региональная система безопасности выдвигает общие требования - сохранения стабильности и достигнутых уровней модернизации вновь образованных политических систем Новых Независимых Государств. Соответственно, именно афганский конфликт и тесно связанное с ним геополитическое соперничество в регионе, на длительную перспективу остается главной внешнеполитической угрозой для стабильности и неизменности ННГ Центральной Азии.

Понять специфику афганского конфликта и основные закономерности тех процессов, которые привели Афганистан к его нынешнему состоянию, является важнейшим необходимым элементом государственного строительства Новых Независимых Государств Центральной Азии, долгое время находившихся в изоляции от процессов, происходивших в остальном мусульманском мире. На характер государственности ННГ Центральной Азии, несомненно, оказал влияние тот факт, что на протяжении 70 лет мусульманские районы советской Средней Азии являлись составной частью единого системного организма - СССР. Поэтому элиты и общества ННГ Центральной Азии, так или иначе, должны практически заново строить систему своих международных отношений с учетом тех основных процессов и закономерностей, характерных для остального мусульманского мира.

Конфликт в Афганистане и особенно его результаты это крайняя радикальная форма последствий развития процессов модернизации в мусульманском обществе. Причем, модернизации, проведенной под социалистическими лозунгами и в рамках советского эксперимента по ускоренной модернизации жизнедеятельности традиционных мусульманских обществ. Современные сообщества ННГ Центральной Азии также были участниками этого эксперимента. Во многом поэтому, основные закономерности развития афганской ситуации требуют самого пристального внимания со стороны новых центральноазиатских государств.

 

Далее

Назад