Russian
home    :   archive    :   forum    :   library    :   in favorites    :   serch
автор:      Бахыт Садыкова

Памяти туркестанских джадидов




Предисловие

Туркестанские джадиды

Джадидизм, необычайно сильное прогрессивное реформистское движение начала ХХ века, дал тюркскому миру среди многих других имена Мустафы Чокая, Садри Максуди, Мунаввара Кари, Махмуда Ходжа Бехбуди, Шаислама Шаахмеда, Назира Тюрякула, Насырхана Торе, Абиджана Махмуда, Мир Адила. Они олицетворяли самую передовую интеллигенцию, озабоченную судьбой своей нации и искавшую пути реформирования мусульманского общества.

Представители мусульманской интеллигенции двадцатых-тридцатых годов прошлого века, преданные забвению в годы советской власти, наряду со своими старшими единомышленниками, такими как Алихан Букейхан, Миржакып Дулат, Мухамеджан Тынышбай, внесли огромный вклад в формирование политической мысли в регионе Центральной Азии и занимают достойное место в истории демократического движения тюркских народов России.

Исследовательские работы, проводимые в настоящий момент, постепенно восстанавливают сведения о их жизни и деятельности. В этом блистательном созвездии имён ярким светом горит имя Мустафы Чокая, человека необыкновенной и в то же время трагической судьбы, чьи труды написанные им на чагатайском, казахском, французском, английском, польском, турецком, русском языках, известны историкам и политологам всего мира.

Джадиды периода Алаш-Орды и Туркестанской (Кокандской) Автономии принадлежали к различным политическим партиям, но всех их объединяла одна общая, национальная, идея. Многие из тех, кто вступили в партию большевиков, не были простыми "попутчиками", слепо следовавшими указаниям Москвы. Свидетельством тому теория мусульманского национального коммунизма, идеологами и основоположниками которой были казахи Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, татарин Мир-Саид Султан-Галиев, разработавшие свою модель коммунизма, отвергнув при этом принцип классового подхода. В основу теории был заложена идея достижения национальной свободы и построения собственного национального государства. Практическим её воплощением стал более чем десятилетний период пребывания алашординцев у власти в Казахстане, который способствовал укреплению и развитию национальной самобытности казахского народа.

Представители мусульманской интеллигенции были преисполнены сострадания и любви к своему народу так же, как их предшественник Чокан Валиханов.

Григорий Потанин, автор "Сведений из биографии Чокана Валиханова", писал: "Чокан Валиханов очень страдал, видя жестокость русских солдат в отношении киргизов и казахов, его братьев по крови и религии, во время взятия Бишкека и Аулие-Ата. Он понял, что больше не в состоянии участвовать в сражениях и уехал в Алма-Ату, а оттуда перебрался в Кульджу, аул султана Тезека… Чокан говорил, что он любит в первую очередь казахов и киргизов, затем уже Сибирь и Россию и всё остальное человечество. "Когда русские притесняют казахов и киргизов, я против русских. Если бы французы притесняли русских, я был бы на стороне русских", - заявил Чокан Валиханов… ". Приводя в одной из своих статей фрагмент книги Григория Потанина, Мустафа Чокай задается вопросом в отношении мусульманских большевиков, поддерживавших Москву и помогавших проводить в Туркестане колониальную политику: "А способны ли они любить свой народ так, как любил его Чокан?". Мустафа Чокай отвечает на этот вопрос так: "Они не только не способны выступить против притеснения русских, в защиту своего народа, но даже не в состоянии сказать об этом, глядя русским в глаза. Да, действительно, Чокан был миссионером, пропагандировавшим русскую культуру, но он проявил смелость, увидев жестокость русских к его народу. Только мы имеем право судить о Чокане, а не те, кто являются миссионерами большевизма и русской диктатуры."

Любовь Мустафы Чокая к своему народу была столь велика, что он посвятил более четверти века борьбе с тоталитарным режимом большевиков во имя достижения независимости для своей страны, и он принес в жертву свою жизнь во имя этой любви.

Нурбах РУСТЕМОВ,
депутат мажилиса Парламента РК

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Глава 1
Глава 2
Глава 3
Глава 4
Глава 5
Глава 6
Глава 7
Феномен М. Чокая
Послесловие
Основные даты
Сеульский вестник Наша кнопка. 
Если Вы желаете сделать ссылку на нас используйте пожалуйста эту кнопку. 
Наш адрес http://www.continent.kz TopList